Международный институт
переподготовки и повышения квалификации

Что ждет российское образование

В Общественной палате состоялись слушания по экспертизе проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», на которых был рассмотрен финальный пакет поправок к тексту законопроекта.

На обсуждение было вынесено более 20 предложений, касающихся, в том числе расширения прав родителей и учащихся на получение информации о деятельности учебных заведений, введения независимой аттестации выпускников вузов.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию образования Ярослав Кузьминов предложил запретить преподавателям заниматься репетиторством с собственными учениками или студентами. Такой запрет, по мнению члена ОП, должен искоренить случаи принуждения учащихся к платным дополнительным занятиям, которые превращаются в залог получения хороших оценок или успешной сдачи экзамена.

«Эта поправка не запрещает официальные платные факультативы (например, курсы второго иностранного языка) или частные уроки в принципе, но определяет их границы, необходимые для защиты прав учащихся на качественное бесплатное образование», — пояснил Кузьминов.

Член ОП Ефим Рачевский считает, что прописывать запрет в законе «Об образовании» не нужно. С таким репетиторством можно успешно бороться, ведь это в чистом виде незаконное предпринимательство.

«В условиях острых ситуаций с коррупцией, или с уходом от налогов на подобные мелочи, даже если они носят массовый характер, вряд ли кто-нибудь будет обращать серьезное внимание. Поэтому я не исключаю, что это должно стать предметом неких локальных актов, которые принимаются в тех или иных образовательных организациях», — уверен Рачевский.

Также участники дискуссии предложили вузам предоставить возможность отказаться от «обучения необучаемых», дать руководству вуза право устанавливать для поступающих минимальный балл ЕГЭ. Низкое качество приема в вуз провоцирует низкое качество выпуска: вузам невыгодно терять финансирование учебного места, отчисляя студента, поэтому эта мера — ключевой инструмент воздействия на вузы- аутсайдеры.

«Мы предлагаем исключить из приема на первый курс абитуриентов, не имеющих достаточного балла по профильным предметам. Мы принимаем на сложные программы людей, которые имеют „тройку“ по профильному предмету, и эти люди недоучиваются», — отметил Кузьминов.

«Прежде всего, мы ставим задачу сократить прием на программы, где обучаются люди, не способные учиться по этому профилю. Они идут учиться на инженеров из-за низкого вступительного барьера, а потом все равно идут работать в офисы и в магазины», — обратил внимание член ОП.

«Если сейчас не востребована специальность проектировщиков автозаводов, то пускай во всей стране по ней учатся не более 20 человек, зато с высокими стипендиями», — заявил Ярослав Кузьминов.

Члены Общественной палаты предложили также внести в законопроект изменение, определяющее необходимость дополнительного финансирования образовательных организаций, работающих с детьми, нуждающимися в особых условиях обучения. Это могут быть одаренные дети, дети с проблемами в обучении, с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, испытывающие проблемы с социальной адаптацией.

Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко отметил, что в той или иной степени все предложения, озвученные на слушаниях в ОП, должны быть отражены в законопроекте.

«Есть предложения, которые являются заделом на будущее — это консорциумные холдинги, обеспечение доступности дополнительного образования детей, общее высшее образование, профессиональные объединения. Мы будем формулировать законодательные предложения и вместе с комитетом Государственной Думы будем их продвигать в предстоящем году», — заявил член ОП РФ Ярослав Кузьминов.

До 17 ноября Общественная палата РФ направит свои предложения в Государственную Думу. Второе чтение законопроекта состоится в ГД через месяц.

 источник – Пресс-служба Общественной палаты РФ